История лицея


 

30-е годы. Строительство.

 

Школа № 15 начала строиться в феврале 1937 г. на пустыре бывшей слободы Монастырщенка.
В 1930 г. слобода Монастырщенка вместе с с. Песчанкой и Алексеевкой вошла в состав города, на ее основе начал формироваться Левобережный район. В 1932 г. были построены заводы СК и Авиационный. В 1934 г. на месте старой переправы, которую обслуживали жители Монастырских выселок (Ивановских и Купеческих двориков) была построена дамба, названная Вогрэсовской и большой железнодорожный мост. В 1936 г. проложен Ленинский проспект, начинающийся у Вогрэсовского моста и проходящий по юго-восточной части Монастырщенки, называемой в те годы Красной Слободкой и соединяющий южную промышленную часть Левобережья с Придачей. Вместе с промышленными предприятиями возникали жилые массивы в районе улиц Ленинградской, П. Осипенко, Циолковского (в частности в эти годы простроены дома № 13, 15, 17 по ул. Циолковского), что свидетельствовало об увеличение населения в этом районе. Кроме того, в 1930 – 1931 гг. было введено всеобщее обязательное обучение детей с восьмилетнего возраста: в сельской местности – в объеме 4-х классов, в городах – 7 классов, что привело к росту численности учащихся. Все это вызвало необходимость постройки новой школы.
К началу учебного 1937 – 1938 года строительство школы было закончено. В то время школы строились по типовым проектам Наркомпроса (400 или 880 мест). Школа № 15 была рассчитана на 400 мест. Средств на строительство отпускалось мало, школа была не благоустроена. Строительством школы руководил прораб А.П. Шелестенко. При строительстве все работы производились вручную, никакой механизации труда не было. Несмотря на трудности, 1 сентября первые ученики пришли в новую школу. Школа называлась «Неполная средняя школа № 15» (Сталинский район г. Воронежа).
В 1939 г. школу решили достроить. По проекту пристройка была двухэтажной с учетом размещения кабинетов домоводства и машиноведения. Однако в обновленном виде школа функционировала недолго. В самом начале Великой Отечественной войны она была полностью разрушена. Все ученики были переведены в другие школы.

40-е годы. Школа становится женской

 

После освобождения Воронежа 1 сентября 1943 г. в 24-х вновь открытых школах за парты сели 10800 учеников. 15-я школа была временно переведена в помещение 3-ей школы (она занимала левое крыло). С 1 сентября 1943 г. школа стала женской. Директором школы была сначала Н.П. Вереникина. Она занимала эту должность до 1 декабря 1943 г.
Надежда Павловна Вереникина родилась 30 сентября 1899 г. в г. Новохоперске Воронежской обл.
В 1937 г. закончила Московский педагогический институт по специальности – немецкий язык.
С 1943 г. работала в школе № 15 учителем немецкого языка.
Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», «Знаком Почета».
Помещение 3-ей школы было очень плохо восстановлено: окна заколочены фанерой, в каждом классе была кирпичная печь, труба которой выходила в окно. Старшие классы по очереди пилили дрова, разносили их по школе. В январе 1944 г. ученица 6 – Б класса без разрешения классного руководителя и администрации затопила печь. Дым наполнил всю классную комнату, и невозможно было проводить урок истории. В те дни, когда ветер дул в окна, печи топили по-черному, в классах было так холодно, что замерзали чернила. Время было очень тяжелое. В школе были организованы горячие обеды. Тетрадей не было. Многие писали на газетах. Учебников не хватало. И все-таки в школе работали тогда танцевальный, хоровой и драматический кружки. Девочки часто выступали с концертами в госпитале. Учебный день начинался обычно с политинформации о положении на фронтах. Затем в течение трех часов проводились уроки по основным предметам, после чего учащиеся занимались расчисткой завалов, уборкой близлежащей территории.
С 1 декабря 1943 г. директором школы становится К.А. Геворкян.
В школе проводились занятия по ПВХО. Итоги учебы вывешивались на доске социалистического соревнования. Выпускались стенгазеты, организовывались просмотры кинокартин в клубе завода № 64. Девочки собирали подарки к праздникам для фронтовиков, участвовали в воскресниках, убирали кирпич на пришкольной территории, сажали деревья, носили опилки для утепления здания.
Летом 1944 г. начались восстановительные работы в здании 15-й школы. Здание было сильно разрушено: без крыши, без рам. От школы остались одна развалины. Учащиеся организовали бригады в помощь строителям. Были удалены остатки крыши, балок и очищено здание от мусора. Вокруг школы были окопы. Их засыпали мусором. И учителя и учащиеся работали все лето. К началу учебного 1944 года школа была восстановлена. В нее также перешли ученики бывшей школы № 69.
После торжественного открытия в школе начались занятия. Школа стояла на пустыре. С одной стороны можно было свободно пройти к трамвайному кольцу. С другой стороны была видна пойма реки, разбитый Вогресовский мост и большое песчаное поле с картошкой. С третьей стороны был виден кинотеатр «Родина». Напротив школы были развалины домов.

Приказ № 9
по школе № 15 от 1 сентября 1944 г.
С первого сентября школу № 15 именовать
средней женской школой № 15.
Основание: приказ гороно.

Первым директором школы была назначена З.П. Духанина.
Зинаида Павловна Духанина родилась 1 июля 1905 г. в г. Ельце Орловской обл. В 1938 г. закончила Воронежский педагогический институт по специальности «Естествознание». С 1945 г. работала в школе № 15 учителем химии. Награждена медалью «За трудовое отличие».
После войны учеба в 8 – 10 классах учеба была платная.
В 1946 г. школу окончили первые десятиклассницы:

Афанасова А.
АфанасоваР.
Бабкина К.
Бондаренко Т. Булгакова И.
Гусева Е.
Панова В.
Строганова З. Тревус Э.
Чиркова Е.
Фридлина Е .
Шкуратенко И.

Сразу после открытия школы в ней стали работать кружки художественной самодеятельности. Организовала их Надежда Павловна Веренкина. Вскоре начали работу различные предметные кружки – химический, физический, литературный и др.
В школе растет число учеников. На 1 января 1949 г. в 1 — 4 классах обучалось 500 человек, в 5 — 7 – 378, в 8 – 10 – 51 человек (всего 929). А 1 сентября 1950 г. в школу пришло уже 1094 ученика. В связи с переполненностью 21 января 1951 г. из школы были переведены во вновь открытую школу № 41 ученики 2-го «А» и «В», 3-го «А», «Б», «Г», 4-го «А», «В», «Г», «Д» и их учителя. В школе осталось 768 учеников 1 – 10-х классов.
В целях повышения успеваемости в 1949 г. в школе был создан учебный комитет. Он заседал раз в две недели. В том же году в школе по инициативе врача Ольги Михайловны Герасимовой была создана организация Красного Креста. В кружке занимались 16 человек, на занятиях они обучались правилам оказания первой медицинской помощи.
В школе была хорошо налажена натуралистическая работа. Много сил и энергии отдавали ребята работе на пришкольном участке. Ребята явились активными участниками субботников и воскресников. В благоустройстве района есть и их заслуга.

50-е годы.

 

В 1954 г. школа стала смешанной. Увеличилось количество кружков. В 50-е гг. традицией стало организация на весенних каникулах олимпиады художественной самодеятельности. Ответственной за их организацию была Н.П. Вереникина. В эти годы ученики школы много путешествуют по родной стране, участвуют в туристических слетах. За хорошую учебу и активную деятельность ребята награждались туристическими путевками в Москву, Ленинград, Киев и др. города.
В 1958 г. вновь происходит сокращение классов до 14, учащиеся переводятся в школу № 49.

60-е годы. Пожар.
В 1961 г. школу постигло несчастье: сгорел почти весь верхний этаж. Учителя и ученики перешли в школу рабочей молодежи. К 1 сентября школа была восстановлена и стала трехэтажной.
В 1961 г. в начальной школе обучалось 402 учащихся, в среднем звене – 479 учащихся. Школа стала школой второй ступени. З.П. Духанина ушла на пенсию. С 1 сентября новым директором стал А.Ф. Черноног.
Александр Федосеевич Черноног родился 10 мая 1918 г. в г. Ивангород Бахмацкого района, Черниговской обл. Участник Великой Отечественной войны. Был награжден медалью «За отвагу». Закончил Полтавский педагогический институт в 1947 г. по специальности «Русский язык и литература».
С 1961 г. школа стала называться «Средней общеобразовательной политехнической школой с производственным обучением № 15 (в составе 9 – 11-х классов)». Позднее в название школы добавилось слово «трудовая». В школе преподаются кулинария, конструирование легкого женского платья, литейное производство.
Идея политехнического образования в школах была сформулирована в указаниях XIX съезда КПСС (1952 г.). В 1954 – 1955 гг. был разработан новый учебный план, согласно которому в 1 – 4-х классах вводились занятия по труду, в 5 – 7-х – практические занятия в мастерских и на опытных участках, в 8 – 10-х – общетехнические предметы и производственная практика. Кроме того, повышался удельный вес естественных и математических дисциплин. Во внеклассной работе приоритет также был отдан трудовому воспитанию. Однако опыт показал невозможность одновременного осуществления в средней школе общего и профессионального образования при десятилетнем сроке обучения. В 1958 г. был подписан «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в связи с котором школы постепенно переходили на одиннадцатилетний срок обучения. По окончанию школы выпускники получали не только аттестаты зрелости, им присваивалась квалификация по какой-нибудь рабочей специальности.
В 1962 г. учащиеся школы участвовали в строительстве школы-интерната № 4.,
В январе 1962 г директором стал Б.М. Некрасов.
Борис Михайлович Некрасов родился в октябре 1919 г. в г. Смоленске. Участник Великой Отечественной войны. Был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу на Германией». Закончил Сталинградский педагогический институт. С 1961 г. работал в школе № 15. В 1965 г. переведен в районо.
В октябре 1962 г., для повышения педагогической культуры в школе и для того, чтобы педагогический опыт стал достоянием педагогической общественности, в школе создается “Школа передового опыта”. Работала она два раза в месяц. Ответственными за ее проведение были:

Математика – Тропынин Д.И.
Химия – Набедрик В.М.
История – Кучина В.И.
Начальные классы – Татаринова М.Е., Крутько М.Ф., Поплавка М.В., Олифер М.А.
В 1963 г. для практической реализации решения Бюро ЦК КПСС РСФСР по эстетическому воспитанию в школе создается Художественный совет в составе 9 человек (возглавлял В.И. Ляпин). Худсовет взял под свой контроль области школьной жизни, влияющие на формирование эстетического вкуса. Он разрабатывал планы проведения вечеров и других внеклассных мероприятий, составлял графики их проведения, рассматривал эскизы оформления школы к праздникам и т.п.
В 1964 г. в школе создается первый математический класс.
В этом же году Центральный Совет Всесоюзной Пионерской организации объявил смотр пионерских дружин «Сияйте ленинские звезды», в рамках которого пионеры школы приняли активное участие в сборе металлолома и макулатуры. Школьники верили, что собранный ими металлолом идет на изготовление угольных комбайнов, тракторов, тепловозов, электровозов, труб для нефтепроводов.
20 января 1965 г. была открыта Комната боевой славы (располагалась в 38-ом кабинете).
15 августа 1965 г. директором школы становится И.Б. Степанский.
Исаак Бенционович (Борисович) Степанский родился 13 ноября 1916 г. в г. Нововолынск, Житомирской обл. В 1938 г. закончил Одесский педагогический институт по специальности «Физика, математика». Участник Великой Отечественной войны. Участвовал в Сталинградском сражении. Был ранен, лежал в госпитале г. Саратова и был оставлен для работы в суворовском училище. Затем работав в ташкентском в воронежском суворовских училищах. После расформирования в 1963 г. воронежского суворовского училища работав в школе № 15 учителем математики.

В эти годы традицией становятся праздники «За честь школы». Все классы преподносят школе подарки, сделанные своими руками.
Каждый день в школе проводится физзарядка. С начала 60-х гг. в школе летом работает оздоровительная площадка для детей 1 – 4-х классов.

Ученики участвуют в военно-спортивной игре «Зарница», устраивают «Клуб интересных встреч», куда приглашают друзей из других стран (Вьетнам, Чехословакия и др.).
В 1963 г. школьные спортсмены заняли первое место на городских соревнованиях по баскетболу и второе место на районных соревнованиях по лыжным гонкам, а пять учеников школы: Селявин, Переславцев, Чепелев, Зверев и Козобородов вошли в сборную команду Воронежской области по легкой атлетике и участвовали во Всесоюзных соревнованиях.
В 1966 г. команда школы заняла третье место в городе по легкоатлетическому кроссу.
В 1969 г. на стадионе «Динамо» проводилась городская военно-спортивная игра «Зарница», в которой участвовало десять школ города, победивших в районных соревнованиях. Наша школа заняла второе место, уступив только школе № 32. В следующем году на районной «Зарнице» учащиеся школы вновь заняли первое место, опередив другие пятнадцать школ.
В конце 60-х гг. в школе проводятся факультативы по предметам, работают кружки: математический, ИЗО, «Умелые руки», «Юный географ», «Электрон», хор, духовой, художественного чтения, драматический, а также различные спортивные кружки.
Система одиннадцатилетнего образования не оправдала себя из-за слабой материально-технической базы школ, происходит возврат к десятилетнему сроку обучения. Поэтому в 1966 г. выпускаются сразу 10-й и 11-й классы.
В 1967 г. школа занимает третье место в районе по успеваемости (93,7 %). В 1970 г. процент успеваемости вырастает до 97,5, в 1971 – до 99,3. В 1972 г. процент успеваемости составил 99,5, т.е. каждый второй ученик учился на «4» и «5». Растет авторитет школы, многие ученики других школ желают поступить в нее. Особенно выделяются ученики математических классов (9-й и 10-й «А»).
В конце 60-х гг. все школы переходят на кабинетную систему. В связи с этим происходит распределение кабинетов и в нашей школе: выделяются классные комнаты и специализированные предметные кабинеты.

70-е годы.
В 1970 г. был объявлен Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов!». Он определил семь направлений-маршрутов работы: «В страну знаний», «Пионерстрой», «Мое отечестве – СССР», «Равнение на пионерское знамя», «Мир и солидарность», «Звездочка», «Зарница». Пионерская дружина школы активно включилась в этот марш. По итогам социалистического соревнования в честь столетия со дня рождения В.И. Ленина школа заняла первое место в районе и второе место в городе. Была награждена вымпелом и грамотой. По работе комсомольской организации школа вышла на второе место в районе, а по работе пионерской организации – на первое. Пионерской дружине было присвоено звание правофланговой.
В школе работали факультативы. Высокие требования предъявлялись к внеклассным мероприятиям. Устраивались литературные клубы, конференции, дискуссии. Каждую неделю проводились линейки, анализирующие итоги успеваемости. Ленинский зал вел переписке с музеями В.И. Ленина, устраивал встречи с ветеранами комсомола, героями Советского Союза и Социалистического Труда. Постоянно проводились политинформации, работали устные журналы: «Кругозор», «Бригантина», «Литературная страница», «Спорт» и др.
В 1970-е гг. на базе школы № 15 проводится множество конференций для учителей города, района, области и даже республики. Так, например, в марте 1972 г. проходит смотр открытых уроков и внеклассных мероприятий для методистов, в 1975 г. – городская научно-практическая конференция по использованию ТСО.
В 1972 г. в школе обучалось 760 учащихся, из них 81 отличник и 411 хорошистов. На высоком уровне в школе был спорт. Об этом говорят спортивные достижения учащихся: туризм и плавание – I место в районе.
В 1973 г. Пленум ЦК ВЛКСМ постановил утвердить пятую трудовую четверть – «Мой труд вливается в труд моей республики». Учащиеся школы после окончания учебного года выезжали в лагеря труда и отдыха.
В 1977 г. состоялся переход на бесплатное пользование учебниками. Стали проводиться рейды за экономию и бережливость «Живи книга». Также школьниками было собрано 25 т. макулатуры.
В 1978 г. в школе вводят обязательную гимнастику для учеников. Если температура воздуха была более +100, то гимнастика проводилась в школьном дворе, если менее – в школьном помещении. Ее проводили за десять минут до начала урока.
В 1978 г. директором школы стал Болтышев Ю.П.
Юрий Петрович Болтышев родился в 1927 г. в г. Ленинграде. Закончил Московский государственный университет в 1973 г по специальности «История». Заслуженный учитель РСФСР.
В 1978 г. ученик школы Борис Зайцев занял II место на Всероссийской олимпиаде по химии и участвовал во Всесоюзной олимпиаде.
В сентябре 1979 г. согласно приказу районо в школе создается народный университет для родителей с тремя факультетами: «Младший школьник», «Подросток», «Старший школьник». Ректором становится заместитель директора Костюкова. В его состав входят Поплавка М.В., Смирницкая Л.А., Андреева Л.Ф. Факультеты работали раз в месяц в последнюю субботу.
Также в 1979 г. впервые стали проводиться по решению педагогического совета «учебные недели». По замыслу они должны были оживить внеклассную работу, прививать интерес к изучаемым предметам.
В первые месяцы учебного года были проведены: неделя физкультуры и спорта, неделя немецкого языка, неделя литературы. Неделя немецкого языка была посвящено тридцатилетию образования ГДР. В ее рамках прошла викторина и встреча со студентами из ГДР, обучающимися в Воронеже. В рамках литературной недели прошли читательские конференции, вечер сказок, поэтические чтения, литературная викторина, вечер, посвященный Н.В. Гоголю.

 

80-е годы.

 

В 1982 г. определяются новые направления работы пионерской организации: «Пионеры – Родине», «Пионеры – патриоты-интернационалисты», «Пионеры – смена комсомола», «Пионеры – сильные, смелые, ловкие», «Пионеры – друзья прекрасного». Об активном участии пионеров школы в этих направлениях свидетельствуют многочисленные приказы по школе об объявлении благодарностей, награждении грамотами. Особо отличившихся награждали туристическими путевками по городам СССР. В школьном музее до сих пор хранятся материалы отчетов о проделанной работе, фотографии, оформленные альбомы.
Однако необходимо отметить сильную идеологизацию учебно-воспительного процесса. Обязательным является изучение материалов съездов КПСС, ВЛКСМ, проведение политинформации, участие в демонстрациях на 7 Ноября и 1 Мая. Например, в перечне факультативов за 1986 г. среди углубленного изучения химии, информатики, немецкого языка, английского языка, охране природы и т.д. есть и факультативы «Основы коммунистической морали», «Углубленное изучение материалов XXVII съезда КПСС».
20 июня 1989 г. Постановлением президиума областного Совета ВОИР клубу СТТ «Искатели идей» при школе присуждается III место за участие в областном смотре и перечисляется 100 руб. на премирование активных членов клуба.
С1 сентября 1989 г. проводился фестиваль «Урок-90». Целью мероприятия стало повышение творческой активности учителей в решении задач обновления учебно-воспитательного процесса. В течение одного с половиной месяца родители, члены школьного совета, жюри фестиваля посещали различные уроки. Победителями конкурса стали: заслуженный учитель РСФСР Набедрик В.М. (учитель химии), старший учитель Денисова Н.В. (учитель начальных классов), старший учитель Панова Л.Н. (учитель математики), Гусева Н.Н. (учитель русского языка и литературы).
Начавшиеся в конце 80-х гг. изменения в стране постепенно проникали и в школу. Перестали действовать пионерская и комсомольская организации, в 1992 г. отменили школьную форму. Многие школы города изменяют свой статус – становятся лицеями и гимназиями.
В 1989 г. в школе № 15 открыт первый гуманитарный класс, в 1991 г. – химико-биологический (в 2000 г преобразован в естественнонаучный).

90-е годы. Перемены.

В 1990 г. учащиеся гуманитарного класса впервые участвуют в работе археологической экспедиции ВГУ, проводившей раскопки Чертовицкого городища. За восемь лет школьники провели пять археологических сезонов в с. Чертовицкое, три – в с. Староживатинное (Рамонский р-н) и один сезон – в с. Усть-Муравленка (Репьевский р-н). В 1998 учащиеся проводили раскопки под руководством преподавателей ВГПУ.
В 1993 г. школа участвует в эксперименте по совмещенной сдаче экзаменов: 22 человека сдавали выпускные экзамены, результаты которых могли быть засчитаны в качестве вступительных экзаменов в ВГУ (13 чел.) и ВИСИ (9 чел.). Экзамены были сданы только на «4» и «5».
В 90-е гг. ученики школы продолжают демонстрировать высокие результаты на олимпиадах различного уровня. Например, в 1992 г учениками было занять 16 призовых мест на районных олимпиадах. В 1993 г. одиннадцать учащихся стали студентами ВГУ по результатам университетских олимпиад (7 чел. – ПММ, 4 чел – биолого-почвенного факультета).
Гордостью школы стали:
– Москалева Л., получившая диплом III степени на химической олимпиаде школьников из стран СНГ, и Солодов А., получивший диплом III степени на физической олимпиаде того же уровня. В 1991 г. они участвовали в международной олимпиаде Ногинского научного центра;
– Тучинский С., участвовавший во Всероссийской олимпиаде по информатике в г. Троицке (Московская обл.);
– Данилов П. и Лютиков, принимавшие участие в 1995 г. во Всероссийской олимпиаде по химии в Нижнем Новгороде. Успехи Данилова П. были отмечены дипломом I степени. Также он участвовал в III туре Соровской олимпиады по химии в г. Пущино (Московская обл.) в 1996 г.;

– Мельник И. и Бушин К., которые участвовали в III туре Соровской олимпиады по биологии в Нижнем Новгороде.